Ответственность в отношении контейнерных площадок
Ответственность в отношении контейнерных площадок
1. Региональный оператор осуществляет только механизированную погрузку твердых коммунальных отходов из контейнеров. Это связано с механизированным способом погрузки в специализированный автомобиль-мусоровоз, расходы на который легко нормируются, рассчитываются и регулируются. При пакетном сборе установить норматив ожидания и погрузки невозможно. Кроме того идет существенная нагрузка на логистическую инфраструктуру, что опять же приведет к росту тарифа.
Контейнерные площадки должны соответствовать требованиям ст. 13.4 Федерального закона №89-ФЗ и Постановления Правительства №1039, а также п.п. 3.7.4, 3.7.5 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».
Согласно п.1 13.4 ФЗ-89 “Об отходах производства и потребления”: “Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации”.
-ст. 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
-Постановление Правительства РФ от 31 августа 2018 г. N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра"
- п.п. 3.7.4, 3.7.5 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»
2. Региональный оператор осуществляет вывоз КГО при соблюдении следующих условий:
- Контейнерная площадка оборудована специальным местом для складирования крупногабаритных отходов.
- Предусмотрен бункер для накопления КГО в случае если контейнерная площадка не оборудована местом для накопления КГО.
Согласно пп. 11, 12, 13 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 №641 на контейнерной площадке должен быть установлен бункер-накопитель емкостью 8 м3 для накопления крупногабаритных отходов.
Крупногабаритные отходы вывозятся по мере их накопления, но не реже одного раза в неделю или по предварительной заявке. При этом если они смешаны с обычными ТКО, то Вам необходимо в рамках содержания контейнерных площадок провести разделение и погрузку негабаритных отходов в контейнеры
-СанПиН 2.1.3684-21 “Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий”, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 3.
-п.п. 11, 12, 13 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 №641
3. Региональный оператор осуществляет уборку мест погрузки в случае если ТКО были просыпаны в процессе погрузки или из-за нарушения графика, которое повлекло накопление ТКО сверх того объема, что предусмотрено на КП исходя из количества и объема контейнеров.
П.13 Правил №1156 и п. 148(12) Правил №354, установлено, что региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. При этом, погрузка ТКО включает в себя уборку мест погрузки ТКО, под которой, согласно п.2 Правил №1156, понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз. Необходимая валовая выручка регионального оператора, в числе прочего, включает расходы на уборку мест погрузки ТКО (действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз) в соответствии с п. 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 №484 (С изменениями и дополнениями от: 30.05, 28.10, 26.12.2016, 5.05.2017, 31.03, 29.06, 25.07, 15.09, 19.10, 15.12. 2018, 13.04, 5.09, 29.10.2019).
Таким образом, уборка мест погрузки ТКО - действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз, является обязанностью регионального оператора.
-п.2 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 №641
-п.148(12) Правил Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов”
- п. 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484
4. В случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
- уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
- уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления. и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором на основании п. 18 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641".
В соответствии с п. 17 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. № 641", если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения строительных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения строительных отходов, региональный оператор строительных отходов и обратится в суд для взыскания понесенных расходов в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения строительных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
1. Уборка, содержание контейнерных площадок, обеспечение контейнерных площадок контейнерами и бункерами и их содержание - ответственность собственников контейнерных площадок. Вместе с тем определено, что работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, закреплены за компаниями осуществляющими управление многоквартирными домами.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Кроме того, п. 26.1. минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 №290 «О минимальной перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» установлено, что обязанность по содержанию мест (площадок) накопления отходов, в том числе по установке, замене или ремонту контейнеров, возлагается на органы местного самоуправления, компании, осуществляющие управление многоквартирными домами и организации собственники контейнерных площадок.
Также, согласно п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170, в числе прочих, предусмотрены следующие обязанности организации по обслуживанию жилищного фонда:
1) установка на обслуживаемых территориях сборников для твердых отходов;
2) содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и мусоросборников, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории).
3) организация и содержание контейнерной площадки невозможно без наличия на ней контейнера. Контейнер является неотъемлемой частью контейнерной площадки.
Кроме того, согласно Приложению 2 Протокола заседания Правления службы по тарифам Иркутской области от 18.12.2019, установка контейнерного парка не входит в единый тариф Регионального оператора.
В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) "Об отходах производства и потребления" органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в МКД несут бремя расходов на содержание общего имущества в МКД. Доля в праве общей собственности на общее имущество в МКД собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД определена ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и включает в себя, помимо прочего, плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД.
Требования к содержанию общего имущества предусмотрены п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.
При этом под «организацией» понимается создание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. Указанный термин в подобном толковании используется в пунктах пп.6.12.6 - 6.12.8 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13.04..2017 № 711/пр.
Таким образом, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих, в состав общего имущества собственников помещений в МКД, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Следовательно, обязанность по содержанию мест (площадок) накопления отходов, в том числе по установке, замене или ремонту контейнеров, возлагается на органы местного самоуправления, компании, осуществляющие управление многоквартирными домами и собственников контейнерных площадок.
В соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации к обязанностям регионального оператора не относится создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, установка, замена или ремонт контейнерного парка.
-п. 26.1 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 “О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения”
-п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
-п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170
-Протокол заседания Правления службы по тарифам Иркутской области от 18.12.2019
-ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) "Об отходах производства и потребления"
- ч. 1 ст. 39, ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации
- п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491
-пп.6.12.6 - 6.12.8 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13.04..2017 № 711/пр
2. Уборка мест погрузки (КП) - Осуществляется собственником или обслуживающей организацией, в иных случаях подбор просыпавшихся отходов производится перевозчиком и по вине перевозчика в случае нарушения графика или иных обстоятельств повлекших за собой излишнее накопление отходов.
В Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденный Постановлением № 290, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО, под которой понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз (пункт 26(1) Минимального перечня услуг).
Региональный оператор осуществляет уборку мест погрузки в случае если ТКО были просыпаны в процессе погрузки или из-за нарушения графика, которое повлекло накопление ТКО сверх того объема, что предусмотрено на КП исходя из количества и объема контейнеров.
П.13 Правил №1156 и п. 148(12) Правил №354, установлено, что региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. При этом, погрузка ТКО включает в себя уборку мест погрузки ТКО, под которой, согласно п.2 Правил №1156, понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз. Необходимая валовая выручка регионального оператора, в числе прочего, включает расходы на уборку мест погрузки ТКО (действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз) в соответствии с п. 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 №484 (С изменениями и дополнениями от: 30.05, 28.10, 26.12.2016, 5.05.2017, 31.03, 29.06, 25.07, 15.09, 19.10, 15.12. 2018, 13.04, 5.09, 29.10.2019).
-пп.2, 13 Правил Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641
-п.148(12) Правил Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов”
-п. 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 (С изменениями и дополнениями от: 30.05, 28.10, 26.12.2016, 5.05.2017, 31.03, 29.06, 25.07, 15.09, 19.10, 15.12. 2018, 13.04, 5.09, 29.10.2019)
3. Обеспечение контейнерных площадок контейнерами и бункерами и их содержание - ответственность собственников контейнерных площадок, иными словами обязанность по обустройству и содержанию контейнерной площадки лежит на собственнике отходов. В случае невозможности обустройства контейнерной площадки юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю следует обратиться в органы местного самоуправления. В этом случае органами местного самоуправления должно быть принято решение о выделении организации земельного участка для обустройства контейнерной площадки либо решение о возможности использования организацией уже существующей контейнерной площадки. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 раздела 2 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 №1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» необходимо наличие согласования территориального управления Роспотребнадзора по Иркутской области (размещение площадки в данном месте).
В соответствии со ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, а также утвержденным в установленном порядке правилам благоустройства муниципальных образований.
Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 №1039 (далее - Правила), вступили в силу 01.01.2019.
В соответствии с п. 3 указанных Правил, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключениями установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В целях планирования бюджетной обеспеченности на приобретение контейнеров, создание контейнерных площадок, создание и содержание площадок накопления ТКО, органы местного самоуправления должны рассчитать финансовую потребность на исполнение своих расходных обязательств, а также проработать вопрос включения данных расходов для финансирования в рамках предоставленных дотаций на сбалансированность/выравнивание местных бюджетов из средств бюджета вышестоящего уровня.
-п.4 ст.13.4. Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
-п. 2 раздела 2 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 №1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра»
-Федеральный закон от 06.10.2003 №131 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (п. 18 ст. 14 п. 14 ст. 15, п. 24 ст. 16, в редакции Федерального закона от 31.12.2007 №503-ФЗ)
-Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” (ст. 8 в редакции Федерального закона от от 31.12.2007 №503-ФЗ)
-ч. 12 ст. 2 Закона Иркутской области от 03.11.2016 № 96-ОЗ “О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения” (в ред. от 08.05.2018)
В реестре в разделе "Данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов" должны содержаться сведения об одном или нескольких объектах капитального строительства, территории (части территории) поселения, при осуществлении деятельности на которых у физических и юридических лиц образуются твердые коммунальные отходы, складируемые в соответствующих местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.